- Сравните следующие вещества: а) медь и алюминий; б) уксусную кислоту и этиловый спирт.
- Какие реакции называют качественными?
- Что такое реактив на определяемое вещество?
- Как с помощью тлеющей лучинки распознать кислород и углекислый газ?
- Приведите примеры, когда известковая вода является определяемым веществом, а когда — реактивом?
- С помощью йодной настойки из домашней аптечки проведите обнаружение крахмала в картофеле, хлебе, макаронных изделиях. Присутствует ли крахмал в майонезе, йогурте, вареном мясе, рисовой крупе?
- Какое яблоко — незрелое или спелое — содержит больше крахмала? Как определить это опытным путем? Проведите домашний эксперимент и наблюдения запишите в тетрадь.
1. Сравните следующие вещества: а) медь и алюминий; б) уксусную кислоту и этиловый спирт.
а)
Свойство
|
Медь
|
Алюминий
|
Агрегатное состояние
|
твердое
|
твердое
|
Цвет
|
красный
|
серебристо-белый
|
Запах
|
без запаха
|
без запаха
|
Плотность
|
8,96 г/см3
|
2,699 г/см3
|
Растворимость в воде
|
не растворяется
|
не растворяется
|
Теплопроводность
|
проводит тепло
|
проводит тепло
|
Электропроводность
|
проводит электрический ток
|
проводит электрический ток
|
Температура плавления
|
1083 °С
|
660,1 °С
|
Температура кипения
|
2543 °С
|
2500 °С
|
б)
Свойство
|
Уксусная кислота
|
Этиловый спирт
|
Агрегатное состояние
|
жидкое
|
жидкое
|
Цвет
|
без цвета
|
без цвета
|
Запах
|
резкий запах
|
специфический запах
|
Плотность
|
1,0492 г/см3
|
0,7893 г/см3
|
Растворимость в воде
|
неограниченно растворяется
|
неограниченно растворяется
|
Температура плавления
|
16,75 °С
|
-114,15 °С
|
Температура кипения
|
118,1 °С
|
78,39 °С
|
2. Какие реакции называют качественными?
Качественными называют реакции, сопровождающиеся характерными признаками, с помощью которых проводят распознавание веществ.
3. Что такое реактив на определяемое вещество?
Реактив на определяемое вещество – это вещество, с помощью которого проводят качественную реакцию.
4. Как с помощью тлеющей лучинки распознать кислород и углекислый газ?
Для распознавания кислорода и углекислого газа с помощью тлеющей лучинки ее поочередно опускают в пробирки, наполненные соответствующими газами. В пробирке с кислородом лучинка ярко вспыхивает, а в пробирке с углекислым газом гаснет.
5. Приведите примеры, когда известковая вода является определяемым веществом, а когда — реактивом?
Если углекислый газ пропускают через разные растворы с целью обнаружения среди этих растворов известковой воды, то следует говорить об известковой воде как об определяемом веществе. Тогда углекислый газ является реактивом на известковую воду.
Если с целью обнаружения углекислого газа разные газы пропускают через известковую воду, то следует говорить об известковой воде как о реактиве на углекислый газ. Тогда углекислый газ является определяемым веществом.
6. С помощью йодной настойки из домашней аптечки проведите обнаружение крахмала в картофеле, хлебе, макаронных изделиях. Присутствует ли крахмал в майонезе, йогурте, вареном мясе, рисовой крупе?
Продукт |
Наличие крахмала |
1. Майонез |
нет |
2. Йогурт |
есть |
3. Вареное мясо |
нет |
4. Рисовая крупа |
есть |
7. Какое яблоко — незрелое или спелое — содержит больше крахмала? Как определить это опытным путем? Проведите домашний эксперимент и наблюдения запишите в тетрадь.
Возьмем две половинки яблок: 1) незрелое яблоко; 2) спелое яблоко. Капнем на них по одной капле йода. Результат: 1) появление синего окрашивания; 2) без изменений. Вывод: незрелое яблоко содержит больше крахмала, чем спелое.
|